?

Log in

No account? Create an account

«Актуальные проблемы умственного воспитания дошкольников». к части 1. Особенности развития мышления.

Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
... здесь я пропущу повествование о процессе развития детского мышления и об известных в психологии формах детского мышления, и сразу перейду к проблеме...
Если бы в нашем мире все было однозначно и подчинялось только законам физики, то детям было бы намного проще овладевать логическим мышлением. Но все не так однозначно, особенно для ребенка. Мозг ребенка обрабатывает всю информацию, которая в него поступает. Зрение ребенка в реальном мире дает в мозг информацию о реальных предметах: как выглядят мама и папа, как выглядят растения и животные, как выглядят предметы обихода… Глядя в телевизор ребенок воспринимает совершенно другие изображения, которые тоже называются мама и папа, киска и собачка, дерево и солнышко, и еще смешарики, фиксики, и всякие монстрики, отдаленно напоминающие непонятных животных, - все это с веселой музыкой и положительными эмоциями, и со странными между ними отношениями, по замыслу режиссеров напоминающие отношения между людьми. В детском саду воспитатель использует хорошие методики: «Зайка прыг-скок побежал в гости к лисичке»… Вы в жизни часто видели, чтобы зайка к лисичке в гости бегал? В компьютере тоже живет какой ни будь монстрик-томагоч, и человек-паук прыгает по крышам и собирает бонусы… Представляете, сколько одновременно нереальных миров нужно совместить детскому мозгу, чтобы составить одну единственную модель реального для него мира.
Действуя в уме с образами, ребенок по идее, представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это знакомое нам наглядно-образное мышление. Мне трудно сказать, какое именно реальное действие с предметом должен представить себе современный ребенок.  Н. Н. Поддъяковым и его сотрудниками было разработано множество оригинальных аппаратов и ситуаций, активизирующих мышление детей. Так, в одном из его исследований ставилась задача подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию кинематических зависимостей (зависимость времени, скорости и расстояния). Детям предлагалась специальная установка, где по желобкам разной длины скатывались одинаковые шарики. Наклон каждого желобка можно было менять с помощью вращающейся ручки. После целого ряда проб дети неожиданно для себя устанавливали, что при определенном наклоне желобков шарик, сбегающий по длинному желобу, обгоняет тот, который сбегает по короткому. В ходе экспериментирования дети научились так регулировать наклон желобков, что ставили себе различные цели и успешно осуществляли их. У наших детей нет таких установок, но есть дома мультфильмы и компъютерные игры, где шарики могут катиться в любую сторону по закономерностям не соответствующим законам физики. Когда ребенок сталкивается с необходимостью ассоциировать образ с действием, он выбирает из своего, полученного им за его жизнь багажа знаний. Очень часто его логика строит себе модель из того материала, который ранее был доступен его сознанию, и ребенку трудно перестроится. При этом у воспитателя нет возможностей выяснять у каждого конкретного ребенка, по какой причине результат решения ребенком данного задания оказался не правильным. Она ставит ребенка перед фактом, ребенок факт запоминает. Ребенку любому хочется быть хорошим и умным, если его мозг запутался в объеме неразобранной информации, то ему легче запомнить ответ, чем пройти заново весь путь решения задачи. Задачи перед детьми ставятся простые и одинаковые, шаблонов ответов не много, и мы получаем результат: ребенок механически заучивает ответ. А логическое мышление при этом не развивается должным образом.  Правильность решения практической или познавательной задачи, требующей участия мышления, зависит от того, сможет ли ребенок выделить и связать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые важны, существенны для ее решения. Например, ребенок может связывать способность воздушного шара к полету с его размером или с цветом. Потому что в игре, чтобы шар полетел, его нужно раскрасить. Ребенок, который в этой же ситуации связывает способность шара полететь с включением горелки внутри шара, выделяет значительно более существенное свойство; его предположения будут оправдываться намного чаще. А ребенок, который способен рассуждать о температуре воздуха, наполняющего шар, и о том, что горячий воздух поднимается вверх, - такой ребенок учится в третьем классе школы, и детский сад уже не посещает.
продолжение следует...

Comments