?

Log in

No account? Create an account

«Актуальные проблемы умственного воспитания дошкольников» 2. Речь.

2. Осмысление речи в дошкольном возрасте.  Развитие функций речи.
В обществе людей исторически установилась форма общения с помощью речи. Не то, чтобы это была единственная возможная форма общения, но в силу нашей физиологии она самая простая и повсеместно распространенная. И ребенок родившись, попадает в мир, где люди взаимодействуют друг с другом при помощи речи.
Биологически новорожденный человек еще не обладает возможностью произносить членораздельные звуки, у него высоко находится гортань, что позволяет ему дышать во время кормления грудью. Но к возрасту 1-1,5 года гортань опускается, утрачивается функция одновременного глотания и дыхания, но именно это дает нам возможность произносить членораздельные звуки, общаться с помощью речи. И тут огромное значение имеет среда, окружающая ребенка. Мозг человека устроен таким образом, что все усилия во всех направлениях, в том числе усилия по развитию речи, производит только по необходимости. Если ребенок не живет в человеческом обществе, где люди при нем произносят слова, если он не слышит слов, или не испытывает нужды в общении, то никакая речь у него развиваться не будет. Дети, выращенные животными, встречаются такие случаи, не умеют разговаривать. Они умеют хорошо обонять, осязать, издавать рычащие и кричащие звуки, но членораздельная речь у них не развита. Поэтому для ребенка важно, чтобы мама с ним разговаривала. А маме должно быть важно, чтобы ребенок слушал и реагировал на ее речь. Каждая мама по разным причинам отрывает ребенка от груди в разное время. Для физического здоровья ребенка считается благоприятным долгое потребление грудного молока. Ребенок хорошо успокаивается, когда сосет грудь. Ребенок может требовать грудь матери даже тогда, когда молока уже там нет. Сосание груди процесс приятный и для матери и для ребенка, но в возрасте старше года для ребенка полезность такого процесса, на мой взгляд, весьма сомнительна.  Для спокойного нормального развития человека это не плохо, ну какая разница, в принципе, в год начнет ребенок пытаться говорить или в два года, да и в три ничего страшного. Только наше урбанизированное общество диктует свои законы, определяющие развитие человека. Это Илью Муромца мать могла до пяти лет кормить грудью, и потом он еще до 20 лет на печи лежал, пока не понадобилось с печи слезть. В нашем обществе в пять лет к ребенку предъявляются другие требования, он уже должен буквы знать, кнопками всякими пользоваться, и т.д.
Так или иначе в Детский сад дети приходят в возрасте 2х лет и все по разному развиты и в плане речи и в плане внимания. Мы всегда ассоциируем внимание с речью. Потому что мы говорим голосом, и некоторые дети реагируют, а некоторые нет. Которых не реагируют, мы причисляем к невнимательным. На самом деле, на яркие движущиеся предметы реагируют все дети. Только воспитатель не клоун, а обычная женщина. Ее речь громкую внятную членораздельную все слышат, но не все понимают. Некоторые детки приучены слушать взрослого, потому что их малолетний опыт подсказывает им, что это нужно делать. Другие детки пребывают в уверенности, что взрослые зачем то постоянно повышают голос, но их это нисколько не касается. Кушать им и так дадут, игрушку они тоже получат, - слушать напрягаться совсем не обязательно, чтобы чего то добиться нужно просто заплакать или закричать, мама сама поймет чего ребенок хочет и все сама ему даст. И в детский сад такие детки идут много плача, оставаться не хотят, от мамы не оторвешь, дома им намного комфортнее, дома их все понимают, а тат нужно прилагать усилия, чтобы тебя вообще кто то заметил. Но от этих трудностей ребенок и развивается. Его мозгу приходится прилагать усилия, чтобы сложить звуки в слова, чтобы произносить эти звуки или слова когда нужно, чтобы его поняли.
... тут я пропускаю длинный текст, повествующий об особенностях ситуативной и контекстной речи, затрагивающий такие разновидности, как объяснительная речь и эгоцентрическая речь, и прочие признанные факторы...

Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его слушали. Проблема современного мира уже в том, что нам некогда слушать детей. Нам и друг друга некогда слушать. Нас на этой планете более девяти миллиардов человек, с каждым днем нас становится все больше. Мы заняты тем, чтобы создавать шаблоны, позволяющие существовать такому количеству населения совместно. Мы строим системы и определяем места людей в этих системах. Нам некогда разбираться в эмоциях, чувствах и мыслях каждого человека, время идет и наша задача все быстро расставить, чтобы существовать дальше. Мы – винтики системы, и из детей мы делаем винтики системы. Мы разработали стандарты, которым нужно соответствовать, и мерим все этими стандартами.  Есть стандарт на все: сколько слов должен ребенок говорить, в каком возрасте, сколько времени он должен уметь удерживать внимание на одном задании.  Сколько времени он должен молчать тоже, вероятно, есть стандарт. Кто не соответствует стандарту – тот изгой, «бракованный» ребенок, которого нужно относить к другому стандарту, например к стандарту ЗПР.
Мне рассказывала русская преподаватель балета о своем посещении балетной школы Китая: « Все 40 человек в классе стоят вовремя у станка, все одинаково одетые и причесанные, учитель начинает урок… Делаем упражнение подъем ноги на 180 градусов, - все подняли. Один ребенок подняла только на 120, - выше не смогла. Ребенка удаляют за дверь – она исключена из балетной школы. За дверью стоят еще 100 человек детей, каждая из которых готовилась всю жизнь и готова поднять ногу как нужно.» У нас в России, к примеру, не так все сложно, нас меньше чем в Китае, пока меньше.
продолжение следует

Comments