?

Log in

No account? Create an account

«Актуальные проблемы умственного воспитания дошкольников» 3. Внимание.

3. Внимание в дошкольном возрасте.
...

Многие педагоги нашей действительности жалуются, что каждое новое поколение детей обладает меньшей внимательностью, не умеют слушать, не могут сосредоточиться на задании.  Чего же тут удивительного. Представьте себе малыша в современном мире: Он идет с мамой в супермаркет, там кругом яркие плакаты с изображением шоколадок и детей, играет музыка, музыку перебивает реклама звуковая, над эскалатором, который для малыша есть лестница и движется сама по себе, висит телевизор, на экране тоже что то мелькает, ко всему этому в середине зала прыгает нарядный клоун и раздает детям сахарную сладкую вату в виде шариков с ушками… Так на чем ребенок должен сосредоточить свое внимание?
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
В состоянии огромного количества поступающих сигналов современный человек прибывает почти постоянно. Его мозг не привыкает к сосредоточенной на одном предмете умственной деятельности, его мозг учится адаптироваться в постоянно меняющейся шумящей, мелькающей обстановке, явно не способствующей какому-либо мыслительному процессу. Это веление времени, наше общество потребления, которое живет за счет того, что люди не думая потребляют ненужные им вещи в неограниченном количестве. Если убрать весь этот шум и внедрение навязчивого мнения продавцов, что «этот товар нам необходим» и «сделает нашу жизнь лучше», то человек сможет остановиться, подумать, и ничего не купить. Чтобы этого не случилось, ему не дают остановиться и подумать, более того, с момента его рождения его заставляют рассредотачивать свое внимание впустую на всякие ненужные объекты и не приучают его думать логически. В детский сад в возрасте двух лет малыш приходит со словарным запасом из нескольких рекламных слов, значение которых он еще не понимает.
Первый день ему в Саду интересно: тут много новых игрушек и много новых деток, новые предметы и новые эмоции - это привычная сейчас для малыша обстановка. А на третий день ему все это уже не новое, ему надоело, он понял, что тут к нему предъявляют требования, что он что то должен делать, как и другие дети и ему это не нравится – ребенок плачет и не желает идти в сад. В саду воспитатель пытается добиться от малыша внимания к слову, его значению. Из поля зрения ребенка устраняются все объекты и раздражители, которые могут отвлечь его внимание и целенаправленно учат слушать воспитателя.
Чтобы было более понятно, мы, как всегда, рассмотрим работу человеческого мозга. Мозг человека всегда ищет самый легкий путь решения любой задачи. Всегда и во всем, без исключений. Наша цивилизация, если рассматривать ее формирование в глобальном масштабе, не так много времени живет сытой жизнью, только последние пару-тройку веков. До этого времени люди тяжело добывали себе пищу, и им приходилось голодать. Любая мозговая деятельность потребляет большое количество калорий. Но вот этих самых калорий раньше человеку не хватало, и мозг привык экономить. Мозг привык не перенапрягаться, а искать самый малозатратный для себя путь. Функция внимания не исключение. Ребенок по природе своей сосредотачивает свое внимание на самом ярком, на самом большом, на самом подвижном, то есть на самом привлекательном для него объекте, и упускает из виду другие объекты для него незаметные. Взрослый человек делает также, разве что взрослый человек уже может подготовиться и заранее определить, какой из окружающих объектов для него важен, и именно на нем удерживать свое внимание силой своей воли. А ребенок еще этого не умеет.
На занятиях в детском саду для ребенка создают такие условия, чтобы самым привлекательным для его непроизвольного внимания объектом стал определенный, нужный для него объект. Например, используют пособия с яркими буквами, азбуку с картинками, красивые макеты яблочек и грибочков для обучения счету. При этом все остальное должно быть уже привычным и не отвлекать внимания. Сначала сказку или песенку сопровождают яркими картинками или кукольным действием, потом постепенно убирают сопровождение и оставляют речь. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.  Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.
... тут я пропускаю большую часть текста об особенностях развития внимания в дошкольном возрасте, о том, что Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью,
описываю наиболее признанные отклонения от принятого стандарта возрастого развития - в дошкольном возрасте у любого ребенка можно выделить недостаточность какого-либо из выше перечисленных свойств. И, простите, утешительного вывода не делаю:
Подобные недостатки легко приобрести и очень трудно устранить. Современные психологи (их очень много теперь стало) утверждают, что такие недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы. Эту самую специально организованную работу эти самые психологи всегда готовы предоставить за определенную плату, таков современный мир. Но если родитель не желает пользоваться их услугами, родитель может подождать, и со временем, по мере взросления ребенка эти недостатки будут уменьшаться естественным образом (я сейчас не говорю о патологии и медицинских случаях), в каком то возрасте и у вашего ребенка будет достаточный для него объем и концентрация внимания. Только при этом мы вынуждены помнить описанный мною выше случай про балетную школу, - нас больше девяти миллиардов на этой планете, никто никого ждать не станет. Такой наш современный мир.

Comments