?

Log in

No account? Create an account

«Актуальные проблемы умственного воспитания дошкольников». 4. Память.

4. Особенности развития памяти. Засоренность памяти и современный мир.
Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, занимает центральное место.
...

У человека различают кратковременную и долговременную память. Как у компьютера: есть временное хранилище для информации и есть жесткий диск. Только на компьютере достаточно нажать кнопочку «сохранить» и информация переходит в постоянное хранение. А вот у человека, чтобы эта кнопочка нажалась, нужно сопроводить желаемую к запоминанию информацию яркими эмоциями, да еще многократным повторением. 
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непро­извольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Родитель или воспитатель должен всегда помнить, что многократно произнесенные им слова или многократно произведенное  им действие будет запомнено ребенком независимо от желания ребенка его запомнить. Если родитель дома ругается матом, то ребенок эти слова запомнит и будет их произносить. Это не означает, что ребенок плохой и дурно воспитан. Это означает лишь то, что в его память попали эти выражения как многократно услышанные им от другого человека. Кнопочки delete у ребенка тоже нигде нет, с этим запасом знания ребенок теперь будет жить. От него, как станет постарше, будет зависеть, использует он такой словарный запас или не использует, возможно, он приобретет в своей жизни большой словарный запас хороших правильных слов, и ими будет всегда пользоваться, но эти плохие слова у него уже будет присутствовать в памяти и занимать там место. А если родитель будет каждый день декламировать ребенку сказку Пушкина, даже непонятную детю по содержанию, то в мозгу ребенка отложатся слова этой сказки, и отложится принцип построения рифмованной речи.
Для успешного процесса дальнейшего обучения мы с раннего детства обучаем ребенка запоминать одну информацию и игнорировать к запоминанию другую.
... тут я пропущу текст о произвольном и непроизвольном запоминании...
Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые. А все остальное время происходит точное и прочное непроизвольное  запоминание. Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как «обобщенное воспоминание» (Л. С. Выготский).  В детских садах работают воспитатели,  это обычные женщины с небольшими заработными платами, со средним интеллектом и любовью к детям. В их обязанности входит следить за поведением детей, обеспечивать познавательные, развивающие и другие процессы, кормить детей, одевать, раздевать, водить на прогулку, на экскурсии, укладывать спать и писать разную отчетность, чтобы вышестоящему руководству было видно, что они работают. В их распоряжении есть книги, учебные пособия и детские игрушки.  А в торговой индустрии работают маркетологи и рекламисты, сотрудники высокооплачиваемые, цель и задачи которых обеспечивать интерес публики к продаваемому фирмой товару, заманивать покупателей, производить любые действия, стимулирующие рост сбыта продукции. Их формой отчетности за выполненную работу являются показатели продаж. В их распоряжении есть компьютеры, телевидение, интернет, все СМИ, сотовая связь, рекламные щиты, экраны, нанятые артисты, огромные торговые площади, возможности проводить различные увеселительные и развлекательные мероприятия для публики. Всеми этими средствами они пользуются для того, чтобы в памяти человека, в том числе и ребенка, отложилась информация об их товаре и отпечаталось желание обладать их товаром. Ребенок, сам того не желая, запоминает всю эту, вылитую ими информацию, запоминает, передает друг другу посредством общения, сопровождает эмоциями. У малыша 6 лет складывается впечатление, что он много обо всем уже знает. Потому что все темы разговоров, происходящие вокруг него так или иначе касаются этих товаров, денег за эти товары, обсуждений людей и их опыта приобретения этих товаров. Мозг ребенка не испытывает вакуума познания, ребенок не ощущает недостатка информации, ребенок чувствует себя полноценным членом общества, который как и взрослые причастен к происходящей вокруг него жизни. И родитель не может оценить ни содержания памяти своего ребенка, ни объема его умственной деятельности, потому что родителя тоже волнует только его работа, о которой ребенку знать рано, и обеспечение повседневной жизни приобретенными товарами и услугами. Многие родители искренне удивляются, когда приходя в детский сад, они слышат от воспитателя, что их ребенок  плохо запоминает, не сосредоточен и не усваивает материал.  Воспитатель то мерит критериями своего материала: сколько сказок и стихов ребенок знает, как быстро может выучить четверостишье к утреннику, запомнил ли задачку на счет.  А мозг у ребенка один. Резонно поставить актуальный вопрос: Кто кого?
Для взрослых и подростков уже придуман термин, определяющий такую засоренность памяти и невозможность подростка разобраться в качестве и количестве потребленной им информации,  называется псевдоинформационный дебилизм. Это когда вполне здоровый мозг подростка теряет способность к логическому познанию и запоминанию по причине непомерной загрузки его ненужной информацией. Характерной чертой этого придуманного диагноза выделяют невозможность подростка получить нужную информацию из за непроизвольного переключения на ненужную. Проще сказать, зашел в интернет, чтобы написать реферат по биологии, нажал размножение вида, а там всплыло рекламное окно с сексом, так вот перешел в это окно и забыл про что искал. На маленьких детей такого клейма еще не ставят, но у психологов есть много других слов, характеризующих особенности развития детей, и неизвестно еще, какие слова легче услышать о своем чаде.
продолжение следует

Comments