?

Log in

No account? Create an account

«Актуальные проблемы умственного воспитания дошкольников». Заключение.

5. Развитие воображения
К 5-6 годам в голове у ребенка построен свой мир. У него уже есть некоторый объем информации об реальном мире и о вымышленных другими людьми мирах. И эту информацию он совмещает в доступную для себя модель собственного мира. А какой информации ему не хватает, и пока он не может ее получить, он замещает выдуманными, воображаемыми предметами, действиями, событиями.
Развитие знаковой функции сознания ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы...
...
Воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, гак как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.
Отследить субъективно происходящее в сознании ребенка возникновение образа и его восприятие внутренним взором ребенка очень сложно: ребенок еще затрудняется рассказать об этом и описать сам образ; нарисовать на бумаге или показать действием он тоже пока не может в силу неразвитой «техники» изображения. Однако побуждения ребенка к сочинению историй и его рассказы показывают, что так называемое свободное фантазирование всякий раз сводится к воспроизведению знакомых образов, при этом, сочиняя, ребенок не заботится о стройности замысла, а опирается на возникающие по ходу рассказа ассоциации...
... Воображение является познавательным процессом, с помощью воображения ребенок перерабатывает прошлый опыт. И только с помощью него человек способен создать нечто новое. Ибо каждое новое есть видоизмененный результат переработки уже существующего. Ничего не появляется ни откуда. Я являюсь художником, и люди часто спрашивают меня, откуда у меня столько фантазии, и сетуют что вот они, дескать, ничего такого не могут придумать. Всегда хочется им ответить, что у меня просто большой запас знаний по культурам разных народов, в моем мозгу хранятся образы множества произведений изобразительного искусства разных времен, и мне не нужно ничего выдумывать, просто нужно применять подходящие образы к подходящему материалу.  И ученым тоже не нужно ничего придумывать, нужно просто совмещать в нужном порядке имеющиеся знания и применять их на нужное место в реальной действительности.
Эта творческая функция дает человечеству постоянное развитие. Но в такой способности мозга, подменять одни предметы или события другими и совмещать несовместимое кроется и опасность. У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму (погружению в мир внутренних переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности) и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка. Частью, это временное явление, которое бесследно исчезает. А иногда это явление, не нашедшее себе применения в реальной жизни, прячется внутри и существует всю жизнь человека.
Желание человека иметь свой особый мир, в котором он без труда достигает удовлетворения любых желаний, сильно эксплуатируется в настоящее время игровой индустрией. Уже созданы великолепные компьютерные игры, с необычными очень привлекательными мирами, с различными видами и функциями персонажей. Любой человек, отчаявшийся получить в реальной жизни себе желаемое удовлетворение: власть, богатство, силу, значимость… может получить это в игре. Но это, к счастью, уже не дошкольный возраст.
Заключение
Мы можем многократно описать все процессы умственного развития ребенка, мы можем написать любые теории грамотные и педагогические, позволяющие раскрыть человеческую личность и вырастить из каждого ребенка творца и гения. Но мы не можем изменить правила истории и правила существования людей. Если в средние века существовало господство церкви, то и детей воспитывали и  обучали так, чтобы они были богобоязненными управляемыми гражданами. Если теперь у нас бог – деньги, то и дети будут обучаться и воспитываться в духе поклонения этому богу. Сколько бы хороших теоретических трудов не было бы написано прогрессивными педагогами, никто их не пропустит к реализации на практике. Напротив, будут постоянно вводиться новые стандарты и правила, чтобы ни в коем случае не допустить в нашу цивилизацию какого либо инакомыслия и ненароком не вырастить поколение, способное перекроить нынешний уклад мирового сосуществования людей. И если настанет такое время, что избыток населения нужно будет отправить в нереальный мир, то будут созданы такие нереальные миры и будут воспитаны такие поколения, которым не будет более нигде другого места, кроме этих миров. И новые психологи будут писать новые теории о развитии внимания и памяти дошкольников, об их воображении и воспитании сознания ребенка. И те теории, которые будут приняты к использованию, будут направлены на достижение основной цели. И цель эта будет соответствовать велению времени.

Comments